Рабочая программа воспитания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
п. Орловка ЗАТО Северск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ НА 2021-2026 Г.Г.

п. Орловка
2021
0

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Особенности реализуемой воспитательной деятельности
Цель и задачи воспитания
Содержание деятельности
Оценка ожидаемых результатов
воспитательной деятельности
Приложения

2
3
3
8
20
23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «Орловская СОШ» (далее – Программа) разработана
в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» (утверждена 02.06.2020 на заседании Федерального учебнометодического
объединения
по
общему
образованию),
Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего
образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими
их людьми.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основных
образовательных программ МБОУ «Орловская СОШ» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать общеобразовательное учреждение
воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить
достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:
формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа» - это школа с историей более 90 лет,
расположена в ЗАТО Северск посёлок Орловка.
Контингент школы пополняется в основном из несовершеннолетних, проживающих в посёлке
Орловка. Среди обучающихся присутствуют воспитанники, проживающие в семья
находящихся в социально-опасном положении.
Особенности контингента: разновозрастные обучающиеся с разным уровнем подготовки и
уровнем воспитания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя
общеобразовательная школа» реализует:
- программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
(МОУ «Орловская СОШ»);
- дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
(Дополнительное образование МБОУ «Орловская СОШ»)
- рабочие программы внеурочной деятельности (МБОУ «Орловская СОШ»)
Процесс воспитания в МБОУ «Орловская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Орловская СОШ» являются
следующее:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
традиционные общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
Традиция «Смотр строя и песни» - конкурс, на котором каждый класс
выбирает военную песню и проходит маршем.
Традиция «Праздник 8 марта» - концертная программа для учителей,
учеников и родителей.
Традиция «Праздник Последнего Звонка» - прощание с выпускниками
школы, вручение памятных подарков, сюрпризов, слов благодарности.
Традиция «Неделя первоклассника»
Традиция «Линейка 1 сентября» - торжественное приветствие учащихся
школы и их родителей.
Традиция «День Здоровья» - соревнования, эстафеты, поход.
Традиция «Неделя первоклассника» - приветствие и приобщение
первоклассников к всеобщему школьному сообществу, с заключительным праздником
«Посвящение в первоклассники»
Традиция «Праздник Новый Год» - концертная программа.
Традиция «Наставничество» - старшеклассники-наставники младших
2

обучающихся (ученик-ученик), опытные педагоги – наставники молодых и
начинающих педагогов (учитель-учитель), педагог-наставник обучающегося в
различных направлениях деятельности (учитель-ученик).
Педагоги и обучающиеся МБОУ «Орловская СОШ» ориентированы на
стремление к личному и профессиональному совершенствованию.
Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
Практический анализ, основанный на мониторинговых данных за 2018-2021 гг.,
позволил выделить значимые сильные и слабые стороны в воспитательной
деятельности МБОУ «Орловская СОШ» по следующим позициям:
Сильные стороны воспитательной деятельности:
- квалифицированность педагогических кадров;
- широкий спектр взаимного сотрудничества педагогов между собой и с
педагогами образовательных учреждений города и области;
- высокие показатели результатов учащихся в конкурсах различного уровня и
добровольческих акциях;
- высокая результативность реализации дополнительных общеразвивающих
программ;
-профилактическая работа и сопровождение обучающихся с девиантным
поведением.
Среди основных недостатков воспитательной деятельности можно считать:
- недостаточно высокая мотивация к инновационной, конкурсной и иной
внеурочной деятельности;
- недостаточно высокая мотивация к участию в конкурсах профессионального
мастерства у педагогов;
- недостаточная разработанность диагностического инструментария для оценки
результативности воспитательной деятельности;
- загруженность учащихся;
- сменность кадрового состава заместителей директора по воспитательной
работе;
- уровень и качество проводимых воспитательных мероприятий;
На основе результатов самообследования, выявленных сильных и слабых
сторон воспитательной деятельности МБОУ «Орловская СОШ» поставлена цель и
определен круг задач на 2021-2026г.г

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
(ст.7
«Федеральные
государственные
образовательные
стандарты»,
ст.9
«Образовательные программы»), современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
3

судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа. Исходя из воспитательного идеала России, а также основываясь на базовых
для нашего общества общемировых ценностях («Семья», «Труд», «Отечество»,
«Природа», «Мир», «Знания», «Культура», «Здоровье», «Человек») общая цель
воспитания в МБОУ «Орловская СОШ»– это личностное развитие детей,
проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе общечеловеческих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности.
В связи с особенностями контингента МБОУ «Орловская СОШ» цель
воспитания конкретизируется на каждом уровне общего образования: внедрение
комплекса мер, направленного на снижение правонарушений среди обучающихся, и
создание условий для социализации детей, находящихся на различных видах учёта,
путем вовлечения их в социально-активную и образовательную деятельность.
Конкретизация общей цели воспитания в МБОУ «Орловская СОШ»
применительно к возрастным особенностям позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
2. 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода
нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения обучающегося.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся
следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
4

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание обучающимся начальных классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2.2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют
его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом
5

возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
обучающихся.
2.3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями шобучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в образовательной организации. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательной
организации, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт, опыт наставничества;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания.
Приоритет — это то, чему педагогам, работающим с обучающимися
конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не
единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут
ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать
во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных
поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению
поставленной
цели
воспитания
обучающихся
будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных традиционных
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной
6

организации;
3) вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность и дополнительное
образование (кружки), реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое соуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
7) организовывать профориентационную работу со обучающимися;
8) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
9) развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и
реализовывать ее воспитательные возможности;
10) организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ
«Орловская СОШ» интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Орловская СОШ». Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Инвариативные (обязательные) модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство и наставничество».
. Осуществляя работу с классом, педагог МБОУ «Орловская СОШ» организует:
- работу с коллективом класса;
-индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
-работу с учителями, преподающими в данном классе;
-работу с родителями обучающихся или их законными представителями;
- работу совместно с Советом профилактики;
-взаимодействие с внешними субъектами профилактики: территориальными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав города Северска,
отделами полиции города Северска, органами социальной защиты города Северска, и
т.п.;
-взаимодействие со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое
сопровождение;
-взаимодействие с педагогами дополнительного образования по вовлечению
обучающихся (в том числе состоящих на различных формах учета) в дополнительную
и внеурочную деятельность.
- Работа по направлениям воспитательной деятельности. Данные направления
являются упрощенными версиями вариативных модулей примерной программы
воспитания. На данном этапе эти направления не несут содержания, позволяющего
выделить его в обособленный вариативный модуль, но имеют перспективу выделения
в вариативные модули в процессе реализации Рабочей Программы воспитания до
2026 года.
Работа с коллективом класса:
7

-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных традиционных делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в
них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями в период каникул; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные и
вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса.
- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
- формирование и развитие актива класса, представляющего интересы классного
коллектива и школьного сообщества в органе соуправления образовательной
организации «Совет обучающихся» (представитель классного соуправления «лидер»
выбирается открытым и закрытым голосованием и входит в состав «Совета
обучающихся»)
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями обучающихся, с преподающими в его классе
учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося,
которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими обучающимися класса; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
8

- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательной организации.
Работа совместно с Советом профилактики, с внешними субъектами
профилактики:

оказание помощи в социальных вопросах учащимся и их семьям;

своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

выявление, предупреждение и своевременное решение конфликтных ситуаций,
возникающих в школе, семье учащегося;

организация работы по профилактике и коррекции поведения учащихся;

принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков
уроков, не аттестации, совершении негативных поступков;

взаимодействие
с
учителями,
родителями,
специалистами
служб
сопровождения, органом опеки и попечительства, комиссией по делам
несовершеннолетних и т.п.
Взаимодействие с внешними субъектами профилактики (территориальными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами полиции,
органами социальной защиты, специализированными учреждениями для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и т.п.)
- ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на обучающихся в
территориальную комиссию по делам несовершеннолетних;
- направление представлений на обучающихся в отделы полиции, КДН;
- обращение в центры помощи семье, социальные службы города, органы опеки и
попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования по вопросам
занятости обучающихся во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.
Вся работа классного руководителя отражается в документах к плану работы
классного руководителя и Журнале индивидуального сопровождения. Такое
пристальное внимание связано с особенностью контингента и необходимостью
9

оперативно реагировать на запросы обучающихся, родителей (законных
представителей) органов социальной защиты населения и служб различного уровня.
Работа со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое
сопровождение
- создание оптимальных условий для реализации потребности обучающихся в получении
квалифицированной профконсультационной помощи;
- формирование у обучающихся сознательного подхода к выбору профессии в соответствии
с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого, с учетом потребностей
региона в кадрах;
- организация совместной работы с педагогом-психологом, направленная на актуализацию
внутренних ресурсов, возможностей личности в профессиональном самоопределении
обучающихся;
- совместная работа с социальным педагогом, направленная на профилактику, а также
сопровождение обучающихся состоящих на различных видах учета;
- сотрудничество классного руководителя со специалистами образовательной организации
позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии
обучающихся, знать их возвратные и индивидуальные особенности, использовать средства
и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.
Работа по направлениям воспитательной деятельности
«Волонтерство» – развивающееся направление воспитательной деятельности МБОУ
«Орловская СОШ» в рамках классного руководства, это участие обучающихся в
общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей.
Волонтерство позволяет обучающимся проявить такие качества как внимание,
забота, уважение, коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный
потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне учащиеся МБОУ «Орловская СОШ» создаются
временные волонтерские добровольческие группы – которые:
- участвуют в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий районного и городского уровней от лица МБОУ «Орловская СОШ» (в
работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на
территории проведения мероприятия, ответственными за техническое обеспечение
мероприятия и т.п.);
- участвуют в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий, проводимых на базе МБОУ «Орловская СОШ (в том числе районного,
городского характера);
- оказывают посильную помощь пожилым людям, нуждающимся гражданам и
детям;
- привлекают к совместной работе учреждения социальной сферы (детские
сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям,
учреждения здравоохранения)
- участвуют в акциях по сбору помощи для нуждающихся, в том числе для
приютов и питомников животных.
На уровне образовательной организации и классов учащиеся МБОУ
«Орловская СОШ» и их родители добровольно участвуют:
- в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
МБОУ «Орловская СОШ»;
- в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников,
тематических вечеров;
- в работе на прилегающей к территории (благоустройство клумб, уход за
деревьями и кустарниками, уход за малыми архитектурными формами)
«Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда обогащает
10

внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает
атмосферу
психологического
комфорта,
поднимает
настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком учреждения.
Работа по данному направлению в условиях МБОУ «Орловская СОШ»
затрудняется по причине того, что здание школы открыто более 20 лет назад и не
несло конструктивных и косметических изменений, позволяющих максимально
развивать данное направление. Но даже в этих условиях, воспитывающее влияние на
обучающихся осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой МБОУ «Орловская СОШ» как:
- оформление интерьера помещений (класса, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая служит
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
- размещение на информационных стендах регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
- трансляция на информационном стенде входной группы информационных
сообщений, где дети, родители и педагоги выставляют информацию о важных
новостях;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с родителями и обучающимися своих классов, позволяющее
им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация символики
образовательной организации (гимн школы, эмблема школы, логотип, и т. п.),
используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний,
традиционных общешкольных дел и иных происходящих знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке
культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного
декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
Работа классного руководителя по направлению «Одаренные дети» - это
взаимодействие
с
учителями-предметниками,
педагогами
дополнительного
образования по формированию у детей: активной жизненной позиции, лидерских
качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой
социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию
коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной
деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни. Выстраивание
взаимодействия по созданию условий для оптимального развития одаренных детей,
чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок
в развитии их способностей.
3.1.2. Модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
11

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
Особое внимание в воспитательной работе с учителем-предметником в МБОУ
«Орловская СОШ» отводится инициированию и поддержке исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает учащимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
«Одаренные дети»
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одаренных детей и работой с ними. Работа с одаренными детьми выдвигается в одно
из приоритетных направлений в МБОУ «Орловская СОШ».
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является
важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации
своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый
заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует
рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их
индивидуальности. Исходя из этого, одним из основных направления «Одаренные
дети» является совершенствование уровня компетентности педагогов, которое
12

позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого
ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.
МБОУ «Орловская СОШ» использует образовательный потенциал основных и
дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям
деятельность.
МБОУ «Орловская СОШ» ставит своей целью создание необходимых условий
для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и
подростков. Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Направление «Одаренные дети» объединяет блоки основного и
дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания
гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Ежегодно организуется и ведется работа:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
возможна корректировка содержания, форм и методов реализации.
3.1.3. «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности МБОУ
«Орловская СОШ» происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Занимательный
русский язык», «Занимательная грамматика», «Занимательная математика»,
«Шахматы», «Робототехника», «Территория интеллекта», «ЮИДД», «Финансовая
грамотность», «Информатика. Логика»
направленные на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
13

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Театральная
студия», «Звонкие голоса», «Графит», создающие благоприятные условия для про
социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Гражданско-патриотическое воспитание
МБОУ «Орловская СОШ» представлено действующим музеем.
Школьный музей «История школы» МБОУ «Орловская СОШ» создан и
реализует проекты, программы, акции Школьный музей «Река времени».
В музее разработаны и подготовлены сменные и тематические экспозиции.
Юные краеведы совместно с руководителем дополнительного образования организую
виртуальные и тематические экскурсии, где в роли экскурсоводов выступают
обучающиеся школы.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Олимпиец», «Первенство», направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Интеллектуальные игры».
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала
школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в
команде.
Одаренные дети. МБОУ «Орловская СОШ» использует образовательный
потенциал дополнительных образовательных программ, курсов внеурочной
деятельности и включение обучающихся в олимпиадное и конкурсное движение.
Данное направление в МБОУ «Орловская СОШ» реализуется через проведение
различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих
учащимся проявить свои способности.
Каникулы-время действовать.
Ежегодно в МБОУ «Орловская СОШ» разрабатывается, модернизируется и
реализуется Комплексная программа летнего оздоровительного периода.
Приоритетами летнего оздоровительного периода является разностороннее
развитие личности посредством художественной, туристско-краеведческой,
спортивно-оздоровительной,
естественно-научной,
социально-педагогической,
технической, декоративно-прикладной деятельности.
Задачи летнего периода разделены по двум блокам:
Задачи в сфере развития личности обучающегося:
- удовлетворить потребности обучающихся разного социального статуса в летнем
отдыхе;
-способствовать развитию личных компетенций обучающихся через творческую
самостоятельность;
- поддержать талантливых и одаренных детей, через создание ситуации успеха в
конкурсном движении;
-способствовать развитию интереса к миру профессий, формированию навыков
здорового образа жизни, коммуникативных способностей.
14

Задачи в сфере педагогической компетентности педагога:
- разработать комплексную программу летнего оздоровительного периода на основе
современных педагогических технологий;
-способствовать разнообразию форм летнего отдыха обучающихся;
-повысить уровень педагогической компетентности, через обобщение и
распространение лучшего опыта педагогов и конкурсное движение;
-формировать
мотивацию
к
совершенствованию
владения
современной
информационной культурой.
В соответствии с приоритетами и задачами летнего оздоровительного периода
в МБОУ «Орловская СОШ» ежегодно планируется комплекс мероприятий по
направлениям школы и в соответствии с программой летнего отдыха обучающихся.
Курсы внеурочной (дополнительной) деятельности разрабатываются, корректируются
на каждый учебный год основываясь на анализе учебной деятельности, социальном
запросе обучающихся, их родителей (законных представителей)
3.1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности,
участию
обучающихся в конкурсном и олимпиадном движении;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей;
-участие в Совете профилактики (общественное воспитание); помощь семьям,
находящимся в трудных жизненных ситуациях; налаживание работы с
неблагополучными семьями; обеспечение занятости детей общественно-полезной
деятельностью; участие в организации летнего отдыха и трудовой практики;
обеспечение работы музея истории школы, привлечение родителей к
профессиональному воспитанию через реализацию проекта «Проба социальных
ролей»; помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и особыми образовательными
возможностями.
15

3.1.5. Модуль «Соуправление»
Поддержка детского соуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
соуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое соуправление.
Детское соуправление в МБОУ «Орловская СОШ» осуществляется следующим
образом:
на уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ),
создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам соуправления
образовательной
организацией
и
принятия
административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
на уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
(лидеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов соуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
на индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию функций обучающимися, отвечающими за различные направления
работы в классе.
Направления деятельности СОШ
Школьные медиа и развитие предметно-эстетической среды – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьный
информационный центр) наиболее интересных моментов жизни образовательной
организации, популяризация общешкольных дел, мероприятий, кружков, секций,
деятельности органов ученического соуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;
- акцентирование внимания на важных событиях посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания мероприятиях, ценностях образовательной организации, ее традициях,
правилах.
- интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных
сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном
пространстве,
привлечения
внимания
общественности,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
16

диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые вопросы;
- участие обучающихся в конкурсах школьных медиа.

17

СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РОСТОК
Начальная школа
1-4 класс
Совет
активистов
Заседания 1 раз в
месяц.
Выборная система
Заседание 1 раз в месяц

МОЛОДЁЖКА
Средняя школа
5-9 класс
Совет
старост классов
Заседания 1 раз в месяц.

АКТИВ
Старшая школа
10-11 класс
Совет
старшеклассников
Заседания 1 раз в месяц.

Выборная система
Заседание 1 раз в месяц

Самовыдвижение
Заседание 1 раз в месяц

Заседание совета обучающихся . 1 раз в четверть.
В совет входит до 2 человек от каждой ступени образования .

0

3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя: профессиональное просвещение школьников,
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
- посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет;
- освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной
деятельности.
В системе профориентационной деятельности МБОУ «Орловская СОШ»
выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая.
Диагностический этап реализуется педагогами-психологами, развивающий этап
реализуется посредством тематических классных часов, участия обучающихся в
профориентационных мероприятиях «Профи-Дебют», «Билет в будущее», «Большая
перемена», профориентационные проекты района, города и области.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Главная особенность эффективности развития воспитательной деятельности
МБОУ «Орловская СОШ» заключается в объективности и надежности критериев и
показателей, отражающие целостную картину деятельности. Поэтому надежность и
объективность критериев и показателей обеспечивается сопоставлением всех видов
информации в процессе исследования. Каждый из них отражает определенную
сторону исследуемой реальности: субъективные представления, осознаваемые и не
осознаваемые процессы.
Анализ
воспитательной
деятельности
МБОУ
«Орловская
СОШ»
осуществляется ежегодно силами педагогов и администрацией с привлечением (при
необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних
экспертов.
В качестве основных способов получения информации по каждому критерию
используются: экспертная оценка, оценка педагогами, родителями, детьми.
1

Применение нами опросных методов обусловлено не только легкостью и
простотой получения нужных сведений, возможностью проведения как
индивидуальных, так и групповых исследований, значительно сокращающих
временные затраты на исследование. Широта применения нами опросных методов
связана, прежде всего, с высокой диагностической и прогностической надежностью.
Следующий путь получения нами данных для оценки деятельности
учреждения – использование тестов. Надежность тестов более высокая, чем
наблюдения, потому что они лишены свойственной указанным методам
субъективности. Объективность тестов обеспечило нам относительную независимость
первичных показателей, их оценки и интерпретации от личностных и научных
установок, субъективных суждений педагогов и родителей.
Таким образом, повышение надежности и объективности результатов
деятельности учреждения, связано с целостным подходом и одновременным
использованием методик, выявляющих различные аспекты, что позволяет видеть
процесс деятельности учреждения в целом, в контексте его индивидуальной истории.
Таким образом, для проверки эффективности воспитательной деятельности МБОУ
«Орловская СОШ» будет использован комплекс теоретических и эмпирических
методов исследования:
Общетеоретические методы - анализ психолого-педагогической и
социологической литературы по проблеме исследования, анализ опубликованных в
периодических изданиях новейших педагогических и психологических исследований;
изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта; анализ
практических программ, построение гипотез, прогнозирование, моделирование.
Эмпирические методы – анкетирование; наблюдение; тестирование; беседы и
опросы детей, воспитателей, педагогов, родителей и других специалистов;
независимые характеристики; изучение документов; анализ продуктов деятельности
детей и педагогов (коллективно и индивидуально выполненные изделия, рисунки,
творческие работы, дневники и т.д.).
Анализ организуемой в МБОУ «Орловская СОШ» деятельности проводится с
целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в МБОУ «Орловская СОШ» являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными
направлениями
анализа
организуемой
воспитательной
деятельности в МБОУ «Орловская СОШ являются:
2

- результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (какова
динамика личностного развития детей каждого класса, группы; какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития и удалось ли их решить; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать)
- воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;
испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя
привлекательных детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения с
детьми; складываются ли у них доверительные отношения с разными возрастными
группами детей; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми
людьми)
- управление воспитательной деятельностью (имеют ли педагоги четкое
представление
о
нормативно-методических
документах,
регулирующих
воспитательную деятельность в гимназии, о своих должностных обязанностях и
правах, сфере своей ответственности; создаются ли администрацией условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли педагоги за
хорошую воспитательную работу с детьми)
ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (материальные
ресурсы, кадровые ресурсы, информационные ресурсы, необходимые для организации
воспитательной деятельности, учет реальных возможностей; какие имеющиеся
ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении) Итогом анализа
организуемой воспитательной деятельности в МБОУ «Орловская СОШ» является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».